Дополнение к главе X1

Различные типы тимпанопластики ясно показывают, что пониженный слух может (быть улучшен в результате одного или двух процессов. Первый - трансформация звукового давления - приводит к увеличению силы звука в овальном окне по сравнению со звуком в наружном слуховом проходе. Второй - звуковая защита - приводит к относительному снижению звукового давления в круглом окне, насколько оно может быть осуществлено при тимпанопластике типов IV и V. Оба принципа используются при типах I, II и III, при которых трансформация звука дает наибольшее улучшение слуха.

Последние соображения дают возможность выразить количественно относительное влияние каждого из этих процессов в каждом отдельном случае. Абсцисса на рис. 17 дает оценку ослабления звука, которое зависит от препятствия, стоящего на пути звуковой волны, каковым является либо сама барабанная перепонка, либо заменяющий ее трансплантат. По ординате даны потери слуха, в этом случае выраженные по отношению к нормальному порогу. Кривые показывают степень трансформации звукового давления при различных условиях.

Рис. 17. Снижение слуха как функция ослабления звука барабанной перепонки при различных коэффициентах трансформации звукового давления (см. текст).

Самая нижняя кривая характерна для нормального среднего уха с интактной барабанной перепонкой и цепью слуховых косточек. Отношение 1:22 означает, что звуковое давление на барабанную перепонку возросло в 22 раза, прежде чем оно достигло овального окна. Фактор F показывает потерю трансформации звукового давления. Горизонтальное направление кривой свидетельствует о том, что дополнительное препятствие для звука, как, например, атрофический рубец, не имеет существенного значения.

Дефект трансформирующей функции среднего уха приводит к уменьшению эффективности до 1:2,2, что соответствует потере слуха, равной 26 дб. Теоретически эта диаграмма может быть видоизменена при увеличении редукции звука до 100%; в таких случаях пороги слуха повышены только на 20 дб по сравнению с нормальными. Группа кривых, обозначенная 1 на рис. 17, охватывает случаи, когда при операции соблюдены оба принципа. Верхняя кривая, представляющая полную потерю трансформации звукового давления, демонстрирует эффективность возрастания редукции звука в этом случае. Возрастание от 0 до 40% изменяет пороги от бесконечности до 31 дб, в то время как 100% эффективной редукции звука могут снизить пороги только до 26,8 дб выше нормальных. Это обычно является максимумом улучшения при наших типах IV и V, а также при фенестрации, но в некоторых случаях наблюдается значительно больший выигрыш слуха. Это может быть объяснено следующим образом. При тимпанопластике типа IV звуковая волна ударяется о незащищенное овальное окно с поганой интенсивностью, но ее интенсивность у круглого окна отчасти уменьшается, так как звуковая энергия здесь теряется при преодолении препятствия в виде трансплантата. Более того, при проникновении через трансплантат, который способен к колебаниям, звуковая волна изменяет свою фазу. Мы называем такую комбинацию ослабления звука и изменения фазы "звуковой защитой".

Рис. 18. Снижение слуха при отсутствии трансформации звукового давления как функция звуковой защиты круглого окна (редукция звука и изменение фазы, см. текст).

Рис. 18 демонстрирует влияние изменения фазы на уровни слуха при отсутствии трансформации звукового давления (типы IV и V). При изменении фазы на 180° и 10% ослаблении звука потеря слуха равна только 21 дб, приблизительно на 5 дб лучше, чем в случаях со 100% ослаблением звука, но без изменения фазы.

Рис. 19 показывает, что происходит при тех же условиях, но включая частичную трансформацию звукового давления (1:3,96). С полной редукцией звука можно достигнуть слухового, порога на 15 дб выше нормального. Изменение фазы на 180° в сочетании с редукцией звука на 10% может принести еще 2 дб дополнительного улучшения.

Рис. 19. Снижение слуха как функция редукции звука и изменения фазы. Коэффициент трансформации 1:3,96.

Следует принять во внимание по отношению к рис. 18 и 19, что практически невозможно достигнуть нуля или 100% редукции звука.

Суммируя, можно сказать, что трансформация звукового давления является важнейшим фактором, влияющим на слуховую функцию. Даже частичная трансформация делает звуковую защиту (ослабление звука плюс изменение фазы) несущественной. По мере того как уменьшается трансформация звукового давления, усиливается роль звуковой защиты, достигая своего максимума при полном отсутствии эффекта трансформации. Сдвиг фазы имеет второстепенное значение, если редукция звука велика, но возрастает постепенно при уменьшении редукции звука (см. рис. 18).


1 Получено в марте 1958 г. от д-ра Шмитта. Клиника уха, горла и носа в Вюрцбурге.

1 2 3 4 5 6

[к оглавлению]